Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и учебно-издательский центр «Златоуст» совместно организовали и провели масштабную программу методических мероприятий под названием «Современные методики преподавания русского языка как иностранного. Теория и практика». Она, в свою очередь, стала частью просветительских программ повышения квалификации для преподавателей русского языка, филологов-русистов, учащихся из числа российских соотечественников в Республике Казахстан и в Республике Таджикистан. За неделю работы программу посетили более 230 преподавателей и студентов из Таджикистана и Казахстана – две страны, три города, четыре вуза.
С 4 по 9 декабря 2023 года двери четырёх ведущих вузов обеих республик гостеприимно распахнулись для местных преподавателей-русистов и студентов, изучающих русский язык. Это были Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни, Таджикский национальный университет, Дангаринский государственный университет и Южно-Казахстанский государственный педагогический университет. Все перечисленные заведения приняли на своих площадках настоящий методический марафон, состоящий из лекций, семинаров, мастер-классов, дискуссионных площадок и круглых столов. Петербургскую высшую школу представляла старший методист учебно-издательского центра «Златоуст», преподаватель русского языка как иностранного Татьяна Бекезина.
Старт программе был дан 4 декабря в Таджикистане. На базе Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни прошла встреча со студентами и преподавателями. Большой интерес вызвала, прежде всего, лекция под названием «Новые педагогические технологии в учебниках русского языка как иностранного». Особенностью её формата стало наличие открытого микрофона, который дал возможность высказаться на обсуждаемую тему многим участникам встречи.
В конце мероприятия слушатели поделились своими впечатлениями. Так, заведующая кафедрой современного русского языка и общего языкознания университета, кандидат педагогических наук, доцент Нигина Мирганова отметила: «Полезность подобных мероприятий и для преподавателей, и для студентов очевидна, как и несомненна необходимость их проведения, так как для таджиков русский язык является вторым языком – языком межнационального общения. При этом студентам (в том числе и будущим преподавателям русского языка и литературы) не хватает погружения в языковую среду. Если речь идёт о наших студентах, то я бы рекомендовала обмен студентами и преподавателями».
Продолжились мероприятия в тот же день, 4 декабря, в Таджикском национальном университете. Здесь при содействии университетского Русского центра и проекта Молодёжного фестиваля, посвящённого Году русского языка в СНГ (2023), состоялся методический семинар для преподавателей русского языка на тему «Групповая работа как эффективный способ увеличения времени говорения учащихся». Данная тематика является одной из наиболее востребованных – ведь главной целью освоения языка служит развитие коммуникативных навыков. Татьяна Бекезина продемонстрировала специальные техники и приёмы на мастер-классе под названием «Активизация говорения во время групповой работы».
На круглом столе, прошедшем по окончании семинара, русисты обсудили положение и роль русского языка в современном Таджикистане. Интерес к русскому языку, как и к России в целом, в последнее время заметно увеличился. Однако преподаватели по-прежнему работают в далеко не простых условиях – сильно сказывается нехватка учебных часов и специализированной литературы, а также отсутствие отдельного предмета под названием «русская литература». Для многих студентов университет – это единственное место общения на русском языке, а этого критически мало.
«Да, было бы очень хорошо возобновить годичную речевую практику студентов в России», – отметила преподаватель университета Абреза Ниятбекова. – Так как у нас нет среды общения ни у студентов, ни у преподавателей, чтобы развивать свою речь».
Преподаватели пытаются восполнить нехватку языковой среды своими силами: в университете они организовали «Месяц русского языка». И это позволяет студентам принять участие в тематических конференциях, конкурсах, написать сочинения на русском языке.
Всего участниками первого дня программы мероприятий стали около 100 человек. В конце встречи многие участники выразили свою признательность и благодарность за интересный проект и его содержательные лекции. Большим и востребованным подарком стала учебно-методическая литература, преподнесённая слушателям от имени Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга.
5 декабря программа была продолжена в аудиториях Дангаринского государственного университета, в котором прошёл методический семинар на тему «Применение современных педагогических технологий в обучении русскому языку и русской литературе». Его слушателями стали более 30 участников. Они получили превосходную возможность не только познакомиться с новыми методическими подходами в области преподавания русского языка как иностранного, но и самостоятельно проанализировать реализацию этих подходов в конкретных аспектах обучения языку. В конце семинара от лица Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга преподавателям были также вручены учебно-методические пособия.
7 декабря программа мероприятий переместилась на юг Казахстана, в город Шымкент. Методические мероприятия проходили в старейшем вузе страны – Южно-Казахстанском педагогическом университете имени О. Жанибекова. Рабочая программа началась с экскурсии по местному уникальному Лингвистическому музею в сопровождении его создателей − профессора кафедры, доктора филологических наук Валентины Нарожной и доцента, кандидата филологических наук Майры Кадеевой. Состоялась также встреча с учащимися и преподавателями, в рамках которой был проведён мастер-класс на тему «Русская культура на уроке РКИ», а также мини-викторина для студентов.
Как мотивировать детей к обучению? Какие приёмы мотивации можно использовать, чтобы обучение было эффективным? Эти вопросы стали центральными на методическом семинаре 8 декабря, собравшем преподавателей университета, школьных учителей Шымкента и области. Казахстанские русисты слушали лекции, решали сложные методические задачи, анализировали критерии эффективности практической работы, представляли собственные находки. Например, Татьяна Волкова, учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы № 35 имени М. Маметовой и организатор регионального конкурса чтецов, рассказала, что под её руководством уже много лет подряд проходят литературные конкурсы. О формировании интереса к чтению через интеграцию литературы и изобразительного искусства говорила в своём сообщении Наталья Вуйко, учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы имени А. Иманова.
Основные профессиональные сложности, с которыми казахстанские преподаватели сталкиваются в работе, – это отсутствие языковой среды (а значит и отсутствие речевой практики у учеников), недостаточное количество уроков русского языка. Валерий Тë, проработавший учителем русского языка в школе более 30 лет, говоря о трудностях в обучении, отметил: «Наибольшие сложности возникают в национальных школах, в которых обучаются турецкие, азербайджанские, курдские дети, не знающие русского языка и плохо владеющие казахским».
Гулнара Базарбаева, учитель русского языка и литературы ОСШ №28 «Акбай» обратила внимание: «Учителям, работающим в небольших городах и аулах, очень не хватает современной учебно-методической литературы и общения с коллегами, методистами, особенно из России. Мероприятия, подобные этому, необходимы не только для повышения квалификации, но и для обмена опытом».
9 декабря стал завершающим днём в Казахстане и в целом масштабной программы Центра «Златоуст», инициированной и проводимой по поручению Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. Были проведены несколько встреч с преподавателями Южно-Казахстанского государственного педагогического университета. Старший методист Центра «Златоуст» и ведущий проекта Татьяна Бекезина провела методические консультации по различным аспектам обучения, а также по использованию современной учебной литературы. Говорили не только о методике, но и о дальнейших планах, о совместных инициативах и темах будущих семинаров.
За три дня работы в городе Шымкент в программе приняли участие более 100 преподавателей и студентов Казахстана. Все отметили отличную подготовку и организацию мероприятий. От лица Санкт-Петербурга были вручены учебно-методические издания всем участникам мероприятий в Казахстане.
Преподаватели выразили надежду на продолжение подобных встреч и желание пройти повышение квалификации в России, особенно в Санкт-Петербурге, ежели будет оказано содействие и помощь в организации подобных программ и семинаров.
Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга на протяжении уже более 20 лет осуществляет комплексную работу по реализации государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом. Одним из ключевых направлений этой деятельности является поддержка русского языка, российской культуры в мире. Среди важнейших проектов в данной сфере – ежегодная Программа повышения квалификации специалистов в области преподавания русского языка из числа соотечественников, а также сравнительно недавно запущенный проект под названием «Петербургская зимняя школа» для преподавателей по направлению «Русский язык и литература для учеников старших классов». Значительное внимание уделяется проведению зарубежных выездных программ, ориентированных на преподавателей русского языка как родного и как иностранного. При этом в качестве географического приоритета определены государства – участники СНГ.
Более подробную информацию о работе Комитета с российским зарубежьем можно найти на его информационных ресурсах, в том числе на сайтах в сети Интернет (www.kvs.spb.ru и www.spbrumir.ru).